Резензия журнала "Урал" на "Знак Зверя"

Виталий Листраткин написал интересную повесть. Интересную во многих смыслах. Во-первых, сюжет, во многом типичный для современной отечественной приключенческой литературы, при более внимательном рассмотрении обнаруживает принципиальные отличия от общепринятого канона. Обнаружив в прологе "афганскую тему", читатель вправе ожидать зубодробительный боевик, а зная предыдущие повести Листраткина - еще и с техногенной, компьютеризированной подоплекой. Но читатель ошибется - сюжет развивается неторопливо и поначалу вполне безобидно. Разумеется, в нем найдется место и стрельбе, и дракам, и хитроумному надувательству, и очаровательным девушкам - но история, сама по себе, без жанрового обрамления, выглядит вполне реальной, даже нарочито приземленной.

Во-вторых, герой. Придав ему характерные черты с одной стороны - рыцаря без страха и упрека, с другой - законченного негодяя, автор развивает сюжет вполне логично, давая герою проявиться со всех сторон многозначного характера- герой убедителен и заразителен, как в своей наивности, так и в своем хамстве. Впрочем, не чужды ему некоторое благородство и, что самое главное - сомнение.

Собственно, на сомнениях главного героя и строится сюжет. Раздвоенность, заявленная в прологе, постоянно мешает принимать ему однозначные решения. Являясь в каждый конкретный момент жизни единственно правильными, они тем не менее, приводят героя к новым "вилкам", требующим поисков нового выхода - и так до самого финала (который, впрочем, тоже лишен однозначности, но об этом позже).

Повесть имеет четко выраженную структуру - и в этом смысле она напоминает телесериал со сквозным сюжетом. В данном случае это с одной стороны история отношений героя и "зверя" выколотого у него на плече (архетип - доктор Джекил и мистер Хайд), с другой - история спасительной, очищающей любви (архетип - Машенька и Петр Гринев). Отдельные эпизоды - герой мстит, "мелко пакостит" своему случайному обидчику - пакостит изобретательно и уморительно смешно. Герой по заказу мафии, на которую когда-то работал, убивает своего обидчика (убивает, надо сказать, тоже весьма своеобразно). Герой по заказу все той же мафии отбирает деньги у еще одного жулика (и это действие совершает он изящно и остроумно). Причем, как уже было сказано выше, каждый эпизод логично вытекает из предыдущего и плавно переходит в последующий.

Необходимо еще сказать о языке, которым написана повесть. Это не рафинированный "новояз" скалькированный с кинопродукции Голливуда, но вполне простой разговорный язык. Про такой текст обычно говорят: "написано легким языком". Причем, что отрадно, существующим в контексте современной культуры, в котором соседствуют: "пепелац" - "Мерседес" противника главного героя; "Ночь, фонарь, аптеки нет" - место, где происходит романтическое знакомство; "навоевавшись с целым полчищем ветряных мельниц" и т.п. В результате - и это одна из основных заслуг автора - герой не выглядит умнее, чем он должен быть. Его рассуждения наедине с собой - о жизни и смерти, о любви и ненависти - интеллектуальны ровно настолько, насколько могли бы быть таковыми у "крутого" десантника, прошедшего афганскую школу и получившего дальнейшее “образование" в мафиозной среде, но в то же время, активно впитывающего разнообразные впечатления.

Финал повести на первый взгляд выглядит, как типичный хэппи-энд с намеком на продолжение (что-то вроде "Знак зверя-2", прием, заимствованный из кинематографии), но при более внимательном рассмотрении оказывается, что все не так просто, В самом деле, сначала герой, раздумывая о своей судьбе ("я вновь ощутил пустоту") решает покончить с собой (и убить при этом своего зверя); после того, как автор отнимает у него эту возможность (пистолет дает осечку), его сбивает машина (читателю остается гадать - случайность ли это). И только в эпилоге к герою в больницу приходит казалось бы потерянная любовь и уводит его от неминуемой гибели. Читатель, привыкший к благополучным финалам, будет спокоен за героя; из тех, кому ближе идея неизбежного наказания за причиненное зло, легко увидит мистический подтекст последних страниц (образ смерти вместо спасительной любви) - и также будет удовлетворен.

В целом про повесть "Знак зверя" можно сказать следующее - она занимательна, остроумна, современна; при желании в ней можно обнаружить своевременную мораль; читается она легко, что называется, "на одном дыхании" -динамичность сюжета и доступность языка позволяет отнести ее к тем книгам, которые читаются пусть и один раз, зато очень многими.

Алексей Вдовин

литературный сотрудник отдела прозы журнала «Урал»

 

 

Рейтинг ресурсов УралWebЛистраткин Виталий - автор электронного журнала Проза.RuTopList
Hosted by uCoz